Барокко: гармония противоположностей

Причудливый, неправильный, странный – так переводится с португальского и итальянского языков слово «барокко».  В искусстве оно трактуется          по-разному. Более узкое значение касается художественных стилей в культуре разных стран 17-18 веков. В широком понимании – это вечно обновляющиеся тенденции романтического мировосприятия, наполненного экспрессией и динамикой.  Иногда этот термин употребляют для характеристики исторического периода. А как красиво звучит словосочетание «человек Барокко»!

Барокко как направление в искусстве возникло в 16 столетии в Италии, позже его подхватили во Франции, Италии, Германии и Фландрии. Оно стало неким синтезом классицизма и романтизма – двух разных тенденций художественного мышления.

 

Очень интересна этимология термина «барокко». Четыре века назад этим словом португальские моряки называли бракованные жемчужины, а немного позже его перенял разговорный итальянский язык. Когда жители Италии хотели указать на грубость, фальшивость, то употребляли именно это слово. А вот среди французских художников оно бытовало в значении «растворять контур, смягчать форму». И только в 18 веке оно приобрело значение эстетической оценки.

 

Очень ярко направление барокко проявилось в архитектуре, где четко прослеживается сочетание несоединимого. В зданиях гармонично уживаются инертность и динамика, материализм и иллюзия, величие и приземленность. Кроме того, большая роль отводится сопутствующим деталям: скульптурам, колоннам, пилястрам. Создается некоторое ощущение неправдоподобности и нереальности.

 

Наиболее интересным является радикальное направление римского барокко, названное «стилем иезуитов».  Церковь Иль Джезу в Риме, спроектированная  архитектором Джакомо делла Порта и сооруженная в 1575 году, в полной мере вобрала  признаки бароккового стиля и имеет что-то мистическое, иллюзорное в сочетании с реалистическими элементами, что полностью соответствовало идее абсолютизма римской церкви.

Принципы барокко распространялись и на живопись. Росписи плафонов создавали мистическое ощущение пространства, в которым нет места реалистическому началу: объем, форма, цвет искажались до неузнаваемости.

 

Барокковый стиль охватывает большой промежуток времени, с 16 по 18 век, но и в последующее время во многих произведениях искусства прослеживались его черты.

19.02.2014

Новости
Барокко: гармония противоположностей
Причудливый, неправильный, странный – так переводится с португальского и итальянского языков слово «барокко».
19. 02. 2014
«Элитарность и китч в современном искусстве» покажет Третьяковская галерея
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве". Она расположилась на Крымском Валу в двух залах Третьяковской галереи.
27. 08. 2013
Шедевр XVII века в отеле Ritz Paris
Отель в Париже Hotel Ritz Paris известен многим своим бассейном и баром. Кроме того, он пользуется популярностью у французов в качестве места для свиданий. Интерьеры отеля оформлены произведениями живописи. Но не многие обращали на них внимание.
24. 08. 2013
Триумф импрессионистов на аукционе в Нью-Йорке
В ноябре прошлого года состоялся осенний сезон Christie’s 2012. Звездой данного аукциона стала картина французского импрессиониста Клода Моне из серии «Кувшинки». Это произведение – часть серии, которая состоит из более чем шестидесяти картин. Серия была написана в 1905-1908 годах. Картину купили за 39 миллионов долларов. Кроме того, аукцион вызвал к себе огромный интерес в связи с тем, что на нем были выставлены на торги работы Хуана Миро и Василия Кандинского.
21. 08. 2013
Статьи

Яндекс.Метрика