Феофан Грек – великий иконописец, живший на рубеже 14-15 веков. Прозвище свое Феофан получил из-за того, что был родом из Византии и до посещения Руси жил и работал в греческом Константинополе. Приехав на Русь, иконописец осел в Новгороде, где начал работу над росписью храма Спаса Преображения. Феофан расписал купол церкви, некоторые части южного алтарного столба и сводов храма. Наиболее хорошо до наших времен сохранились фрески придела Троицы.
Феофан Грек оказал сильное влияние на новгородское искусство – местные мастера во многом переняли его манеру письма. Живопись, которой расписаны церковь Успения Богородицы на Волотовом поле и храм Феодора Стратилата на Ручью – яркий тому пример.
Дальнейший период жизни Феофана Затворника довольно плохо изучен. По некоторым сведениям, он продолжал работать в Новгороде, по другим данным, он жил и работал в Серпухове и Коломне. Так или иначе, достоверно известно, что в 1390-х годах иконописец переехал в Москву. Там Феофан расписывал храмы, дома, иллюстрировал книги и писал иконы. Талант Феофана Грека был замечен на самом высоком уровне – так, в тереме князя Владимира Андреевича он написал на стене панораму Москвы. Феофан участвовал в оформлении Евангелия боярина Ф. Кошки – по-видимому, именно его руке принадлежат расписные буквицы, орнаменты и заставки в книге.
Касательно икон, написанных Феофаном, у исследователей нет определенного мнения. Принято считать, что его руке принадлежат образа "Преображения Господня", "Успения Божией Матери" и "Донская икона Божией Матери". Кроме того, считается, что деисусный чин Благовещенского собора в московском Кремле тоже написал Феофан Грек.
Конечно же, главным занятием иконописца в Москве была роспись церквей. Он работал в церкви святого Архангела Михаила, церкви Рождества Богородицы. Примечательно, что Грек работал вместе с другим столпом русской иконописи – Андреем Рублевым.
Стилистика письма Феофана Грека характеризуется выразительностью, экспрессивностью. Работая над фресками, он использует "скоропись", применяя приемы монохроматизма и нарочитого отвлечения от мелких деталей. Благодаря этому иконописцу, на Руси появился такой термин, как "высокая христианская символика". На фресках, написанных Феофаном, то тут, то там сверкают проблески света, которые символизируют отблески Света Христова. Феофан мастерски использует пробелы, высветляя лики святых – чтобы подчеркнуть их состояние, освещенное божественным светом.