Ян Вермеер и Тим Дженисон: инженерия против таланта

Те, кто знаком с творчеством голландского живописца Яна Вермеера, отмечают поразительную реалистичность его полотен. В 2001 году были опубликованы результаты исследований современного художника и фотографа Дэвида Хокни, который рискнул предположить, что многие мастера живописи, в числе которых был и Ян Вермеер, при создании картин использовали камеру обскура. Возникает закономерный вопрос: действительно ли оптические приборы играют решающую роль в создании «фотографических» шедевров?

Разобраться в этом решил техасский изобретатель Тим Дженисон, который задумал воспроизвести картину голландского художника, используя лишь технические средства, при этом не обладая художественными способностями.

Имя Яна Вермеера окутано тайнами. До 21 года он никак не проявлял своих способностей, и никто из художников того времени не был его учителем. Тем не менее, именно после 20 лет у Яна Вермеера проявился невероятный талант живописца, а в 1653 году он был принят в местную гильдию художников. Его работы были настолько фотографически точными, а появление в искусстве в высшей степени загадочным, что все это вызвало множество слухов и предположений. Злые языки утверждали, что у Вермеера есть какой-то чудо-прибор, позволяющий создавать поразительные полотна. Хотя представители мира искусства опровергали эти домыслы, утверждая, что такие шедевры – результат удивительного таланта молодого художника.

Итак, 58-летний Тим Дженисон принялся за работу. Он создал оптический аппарат, который мог бы существовать  в 17 веке, далее были многочисленные поездки на родину Яна Вермеера и подробное изучение его работ. Много времени было потрачено на штудирование литературы 1600-ых годов на тему оптики и инженерного дела.

И вот он – первый эксперимент. После пяти часов напряженной работы вышла точная копия фотографии отца Дженисона. Значит, изобретатель все-таки был прав? Намного больше времени Дженисон потратил на воспроизведение интерьера картины Вермеера «Урок музыки». В результате долгих месяцев работы у «новоиспеченного» художника получилось нечто, лишь отдаленно напоминающее шедевр великого голландца.

Так что ж, прибора все-таки не было? Иначе как бы Вермеер мог хранить его в секрете? А может, дело в том, что никаким инженерным достижениям не под силу то, что может истинный гений?

29.03.2014

Новости
Барокко: гармония противоположностей
Причудливый, неправильный, странный – так переводится с португальского и итальянского языков слово «барокко».
19. 02. 2014
«Элитарность и китч в современном искусстве» покажет Третьяковская галерея
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве". Она расположилась на Крымском Валу в двух залах Третьяковской галереи.
27. 08. 2013
Шедевр XVII века в отеле Ritz Paris
Отель в Париже Hotel Ritz Paris известен многим своим бассейном и баром. Кроме того, он пользуется популярностью у французов в качестве места для свиданий. Интерьеры отеля оформлены произведениями живописи. Но не многие обращали на них внимание.
24. 08. 2013
Статьи

Яндекс.Метрика