По сообщению РИА Новости, Новгородский государственный музей-заповедник, один из самых больших в России, возобновит демонстрацию выставки «Спасенные фрески». Эта выставка закрылась в Великом Новгороде десять лет назад.
Фрески принадлежали новгородской церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Согласно источникам древней летописи, церковь расписали фресками в 1380-м году – году Куликовской битвы. Эти фрески были разрушены во время Великой Отечественной войны. Их считали утраченными. Но с 1965 года коллектив специалистов под руководством известных новгородских реставраторов Валентины и Александра Грековых занимался восстановлением этой монументальной живописи.
Александр и Валентина Грековы создали уникальный метод восстановления фресок из тысяч фрагментов разной величины и размера. Фрагменты фресок тщательно подбирались и аккуратно закреплялись на щитах из титана. Конструкцию щитов тоже разработали Грековы. Таким образом, реставраторы смогли восстановить около 180 квадратных метров фресок (30 композиций).
Работа по восстановлению следующих фресок продолжается и сегодня. Еще предстоит собрать композиции на площади почти 200 квадратных метров. Александр и Валентина Грековы в 1989 году были награждены Государственной премией СССР. Дмитрий Лихачев, академик РАН, написал, что он не видел более героической работы реставраторов.
Композиции, которые уже были восстановлены реставраторами, на протяжении долгого времени демонстрировались на выставке «Спасенные фрески». Она проходила на новгородском Ярославовом дворище в гриднице. В 2012 году фрески на щитах перенесли в церковь Георгия на Торгу XIV века, что находится тоже на Дворище. В освободившихся помещениях гридницы работают сотрудники Новгородской научно-реставрационной мастерской «Фреска». Продолжая дело Грековых, они восстанавливают разрушенную во время войны монументальную живопись новгородского храма Успения Богоматери на Волотовом поле.
Фреской называют живопись по сырой штукатурке. Это одна из росписей стен. При высыхании известь, которая содержится в штукатурке, образует прозрачную, тонкую кальциевую пленку. Благодаря такой пленке, фреска сохраняется долгое время.
Древнерусские живописцы первоначально применяли технику нанесения фресок, которая применялась в Византии.
В наше время фреской называют каждую стенную живопись, независимо от ее техники выполнения.
27.08.2012