Люди несведущие уверены: особы венценосные и просто высокопоставленные сами заказывают портреты и уж тем более лично одобряют кандидатуру портретиста. Но это далеко не так.
В случае с королевой Елизаветой во дворец с запросом обращаются представители различных организаций, и администрация принимает решение, достойны ли заказчики такой чести. Сергей Павленко — выпускник Санкт-Петербургской академии художеств и автор полотна, покорившего сердце королевы, — получил заказ от Draper’s Company — Гильдии драпировщиков. Членами этой компании еще со времен Средневековья были все английские монархи, и Елизавета II не исключение (портрет был заказан в ознаменование 50–летия ее членства). Правда, сейчас эта гильдия никакого отношения к драпировкам не имеет, поскольку уже давно превратилась в инвестиционный банк, прибыль которого полностью идет на благотворительные цели.
Хотите заказать портрет-коллаж? Обращайтесь в компанию portret-collage.ru! За небольшую плату ваше лицо нарисую масляными красками, картина будет смотреться так, как будто ее нарисовали несколько веков назад.
Прежде всего заказчики направились в архив Национальной портретной галереи, где ведется картотека современных художников — что они пишут, для кого и когда. (Можно только порадоваться за англичан, потому что в нашем отечестве единственным достоверным каналом информации о художниках до сих пор является «сарафанное радио».) Походив по лондонским выставкам, представители Draper’s Company составили список из 200 художников и постепенно его сужали. Когда число кандидатов сократилось до 12, они встретились с каждым — поговорили, работы посмотрели. В результате осталось всего два человека, которым «драпировщики» и объяснили подробно, для чего же им нужен портрет. Даже зал описали, где он висеть будет.
Почему при всем многообразии выбора предпочтение было отдано российскому подданному? Сергей Павленко называет две причины. Первая — то, что настоящий портретный жанр среди тысяч художников покоряется единицам. Вторая — то, что российская школа, по мнению Сергея, лучшая в мире.
«После того как разрешение на работу было дано, уже никто не имел права контролировать качество работы — ни со стороны дворца, ни со стороны королевы, — рассказывает Сергей Павленко. — Незначительные ограничения касались исключительно личной безопасности Ее Величества».
Оригинальность оригинала
Про чопорность и своеобразие юмора англичан придумано немало анекдотов, по крайней мере, у нас. И все же, какие они, английские аристократы? Если верить Сергею Павленко, люди они самые обыкновенные. Правда, очень воспитанные и образованные, выросшие в особой среде и с рождения окруженные произведениями искусства высочайшего класса — оттого, как правило, и обладающие хорошим вкусом.