В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Развернутые с валов. Программа реставрации крупноформатной живописи». Эта выставка представляет отреставрированные в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа портретные картины братьев Орловых. Автором работ является датский художник Вигилиус Эриксен, живший в 1722-1792 годах. Кроме этих работ, будет выставлена картина немецкого художника Фридриха Овербека «Таинство покаяния». Художник жил в 1789-1869 годах. Эти картины прошли полную реставрацию. Они будут впервые за много лет демонстрироваться посетителям.
Эти полотна десятилетиями хранились накатанными на валы. Такой способ хранения вызван некоторыми причинами. Картины, имеющие по несколько метров в длину и ширину, по-другому невозможно транспортировать. Но и хранить их можно только накатанными. Так эти полотна занимают меньше места. В результате этих причин, представленные картины были скрыты и от посетителей музея, и от специалистов музея.
Лаборатория научной реставрации станковой живописи в 2003 году получила большое помещение с новейшим реставрационным оборудованием в Реставрационно-хранительском центре Старой деревни. Благодаря этому, реставраторы смогли приступить к программе по раскатыванию картин большого размера с валов и их реставрации.
Картина «Таинство покаяния» Фридриха Овербека является повторением автора одного из семи картонов, написанных по сюжету семи таинств. По ним планировали выткать шпалеры такие, как известные ковры Рафаэля. Но это не было осуществлено. В то же время граф В. П. Орлов-Давыдов заказал мастеру монохромное живописное повторение картона, которое доставили в 1864 году в Россию.
Братьев Орловых, Григория Григоровича и Алексея Григоровича, художник Вигилиус Эриксен нарисовал на придворной карусели 1766 года. Старший брат Орлов был изображен в костюме римлянина, а младший брат – в костюме сарацина.
Работа Овербека находилась на валу с 1930-х годов. После такого долгого периода хранения на ней образовались многочисленные деформации основы, потертости красочного слоя.
Портрет Григория Орлова кроме реставрации технической, нуждался в специальной живописной реставрации.
На портрете Алексея Орлова были выявлены серьезные деформации основы, утраты красочного слоя, следы плесени.
После проведения реставрационных работ эти картины предстали перед зрителями в своей первозданной красоте.
1.08.2013