Русская живопись первой половины 19 века

Особое место в истории русской культуры занимает 19 век, известный в литературе как «золотой век». Но это не значит, что расцвет пришелся лишь на словесное искусство, не остались в стороне и живопись, архитектура, музыка и другие сферы жизни и деятельности человека. Целые плеяды ярких имен навсегда запетчелелись на небосклоне искусства России той эпохи. Знаменитый русский искусствовед Александр Бенуа в конце XIX века написал первую детализированную энциклопедию о русской живописи, познакомиться с которой можно на сайте История русской живописи Бенуа.

Начать стоит с того, что в начале 19 века господствовал еще не утративший своих сил классицизм. Окончательно это направление в живописи изжило себя к 30-м годам. Свежим, поистине весенним ветерком стал романтизм с его пониманием человека как личности и центра Вселенной и искусства. Особый интерес для художников представляет внутренний мир человека, его духовное развитие и свобода от навязанных классицизмом условностей.

Интересны в этом плане портреты О.А.Кипренского – сына обычного крепостного крестьянина. И вовсе не удивляет тот факт, что лучшими его работами стали автопортреты. Ведь здесь для художника не существовало рамок и требований заказчиков, именно в этом направлении он мог собдно проявлять свои колористические склонности. Особым психологизмом отличаются также написанные Кипренским портреты Е.Давыдова и Е.Швальбе. Невероятное душевное волнении сила чувств скрыта в них за внешним проявлением спокойствия. Портрет Пушкина отличает тонкое понимание души поэта, его боли и энергии, одухотворености и скорби.

Карл Брюллов, Последний день Помпеи

Непринуждённый и легкий стиль имеют портреты, написанные знаменитым русским художником Василием Андреевичем Тропининым. Интересен тот факт, что большую часть своей жизни Тропинин был крепостным. Живя в одно время с Кипренским и имея схожие с ним взгляды на искусство, он, тем не менее, более будничных персонажей и более бытовые сцены. Связано это с всеобщей тенденцией демократизации общества.

Классицизм и романтизм таинственным образом переплетаются в творчестве автора фатальной картины «Последний день Помпеи». Имя его –Карл Павлович Брюллов. Трагичность, безысходность и ясное ощущение скорой гибели в ней граничат с самоотверженностью и духовностью людей, стоящих на пороге смерти. Заслуживают интереса также его известные работы итальянского периода. К их числу относятся «Итальянский полдень», «Всадница», портреты Струговщикова, Кукольника и Ланчи. Все они отличаются особой выразительностью. Жаль только, что слишком сильный отпечаток на творчестве Брюллова оставила академическая школа. Именно она и «навязала» художнику некоторые каноны классицизма, которые в итоге нашли-таки отражение на холсте. Эта самая классическая шаблонность не обошла уже названные выше картины.

В целом в первой половине века живопись занимает более твердые позиции в жизни общества, нежели раньше. Связано это с ростом национального самосознания и патриотизма после победы в Отечественной войне 1812 года. Первая четверть 19 века ознаменовалась возникновением сообществ, занимающихся развитием искусств. Становится актуальным вопрос коллекционирования и презентации русского искусства. Открываются специализированные журналы. Академия художеств вводит в свою практику выставки картин знаменитых художников современности

30.06.2013

Новости
Барокко: гармония противоположностей
Причудливый, неправильный, странный – так переводится с португальского и итальянского языков слово «барокко».
19. 02. 2014
«Элитарность и китч в современном искусстве» покажет Третьяковская галерея
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве". Она расположилась на Крымском Валу в двух залах Третьяковской галереи.
27. 08. 2013
Шедевр XVII века в отеле Ritz Paris
Отель в Париже Hotel Ritz Paris известен многим своим бассейном и баром. Кроме того, он пользуется популярностью у французов в качестве места для свиданий. Интерьеры отеля оформлены произведениями живописи. Но не многие обращали на них внимание.
24. 08. 2013
Триумф импрессионистов на аукционе в Нью-Йорке
В ноябре прошлого года состоялся осенний сезон Christie’s 2012. Звездой данного аукциона стала картина французского импрессиониста Клода Моне из серии «Кувшинки». Это произведение – часть серии, которая состоит из более чем шестидесяти картин. Серия была написана в 1905-1908 годах. Картину купили за 39 миллионов долларов. Кроме того, аукцион вызвал к себе огромный интерес в связи с тем, что на нем были выставлены на торги работы Хуана Миро и Василия Кандинского.
21. 08. 2013
Статьи

Яндекс.Метрика