Темперой принято называть краски, которые изготавливаются путем смешивания сухих пигментов. Такие пигменты могут носить как природное происхождение, так и быть синтетическими. В качестве связующего в темпере применяют разного рода эмульсии, которые, в свою очередь, тоже могут быть искусственными или натуральными. Техника письма темперой крайне разнообразна - от нанесения пигментов толстой пастой до росписи на тонком слое.
Краски на основе темперы - одни из самых древних. Темпера использовалась для станковой живописи до 15 века и лишь с изобретением масляных красок начала уступать пальму первенства. Общая история применения темперы составляет не менее трех тысяч лет. Темперой были окрашены саркофаги египетских властителей, темперу использовали и византийские живописцы. В России широкое распространение темперы сохранилось несколько дольше чем в Европе - до 17 века.Сейчас темперные краски изготавливают заводским способом, используя в качестве связующего казеин, смолы на основе ПВА или полиакрилаты. Наиболее удобной в использовании является поливинилацетатная темпера - она легко приготовляется, не требует использования органических растворителей, но имеет один большой недостаток - может растрескиваться. Поэтому реставрация картин, выполненных такой темперой, практически невозможна.
Когда темпера высыхает, она прекрасно сопротивляется действию воды - поэтому пригодна для росписи зданий. Считается, что лучшая темпера - это темпера, которую приготовил сам художник. Тем более, что процесс приготовления весьма прост.
Темпера используется и в иконописи - в этом случае применяются натуральные пигменты, которые кладутся на левкас. Похожая техника используется и в росписи различных деревянных изделий (например, лаковая миниатюра Палеха). Палехская миниатюра ведет свое начало от древних иконописцев - Палехская школа славилась ими еще с 15 века. Вплоть до революции 1917 года основным занятием Палехских мастеров была иконопись и лишь с приходом новой власти художники были вынуждены искать новые пути реализации своего мастерства. Так появилась художественная артель, которая занималась росписью декоративных деревянных изделий - шкатулок и т.д. При этом техника росписи лаковой миниатюры была унаследована от иконописи - в ней так же использовалась темпера по левкасу. Единственное отличие состоит в том, что для сюжета палехские мастера стали выбирать не библейские и евангельские мотивы, а более приземленные - былины, сказки и т.д.