Почти 30 лет посвятили возрождению резной иконы Заслуженные художники России Рашид и Инесса Азбухановы. Примерами для творчества художников служат уцелевшие деревянные древнерусские образа и византийские образцы. Совершенная техника художников соединяется с новым звучанием художественной традиции древности.
Традиция резных икон пришла в Россию из Византии. Ее привезли первые паломники в Святую землю. Они привозили домой маленькие иконки, которые были выточены в слоновой кости или в перламутре. Известные мастера имели другой источник икон. Это были посольские дары, которые хранились в царской и великокняжеской казне. И в России, и в Западной Европе образа в основном были деревянными. Но все же иногда возникали споры, являются ли деревянные иконы истинно православными. Особенно это касалось больших икон. Например, в 1722 году указом Петра I запрещалось использование икон из дерева.
В конце XIX века искусство резных икон в России было практически забыто. Некоторые образцы сохранились только в музейных коллекциях. Только через сто лет российские художники обратили внимание на резную икону. Среди первых таких художников были мастера Азбухановы. В их работах, кроме желания возродить традицию православной иконы из дерева, существует и авторское начало. Вдохновленные древним искусством, художники создают самостоятельные произведения. Современное звучание получает пластика древней резьбы по византийской традиции. Декоративный фон полей иконы напоминает рамы полотен эпохи Ренессанса.
Первая совместная композиция творческого дуэта мастеров – «Святой Георгий Победоносец». Еще одна любимая тема – образ Богородицы. В этой теме художников наиболее привлекает иконографический мотив «Умиление». В 1988 году Азбухановы создали первый иконостас для Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде. Одной из последних работ художников является иконостас Спасо-Влахернского монастыря. Художники также создают и светские композиции, отдавая предпочтение историческим сюжетам. Прекрасная работа на такую тематику – цикл рельефов «Княжеская охота», который был посвящен князю Юрию Долгорукому и приурочен к 850-летию Москвы.
Нынешняя экспозиция включает более 70 работ. Они были созданы в 1993-2012 годах. Это монохромные и полихромные образа, собрания частных коллекций, иные произведения церковной пластики.
3.11.2012