Заслуженного художника России Юрия Калюту называют одним из самых интересных живописцев Санкт-Петербурга. Этот своеобразный мастер ярко демонстрирует традиции классической школы живописи, которая восходит к Императорской Академии Художеств.
В 1989 году Юрий Витальевич Калюта окончил Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Его дипломной работой был витраж для отеля «Санкт-Петербург». Он назывался «Град Петра» и демонстрировался на Всесоюзной выставке работ выпускников художественных вузов. Начиная с 1990-х годов, Юрий Калюта много экспонируется в России и других странах.
Художник стал известным в 2003 году. Он получил первую премию 1-ой Пекинской международной арт-биеннале. В 2005 году Российская академия художеств наградила Ю. Калюту золотой медалью. Художник преподает в Институте им. Репина. Произведения Юрия Калюты хранятся в частных собраниях и музеях России, США, Китая, Германии, Великобритании, Австралии.
Юрий Калюта является учеником известных живописцев А. А. Мыльникова и Е. Е. Моисеенко. Он имеет собственную, узнаваемую манеру живописи. В ее основе лежит сознательное ограничение цветовой гаммы в сочетании с неудержимым темпераментом. Художник отдает предпочтение контрастным сочетаниям с обязательными акцентами черного и красного. Это добавляет работам особую эмоциональность и экспрессию. Калюта рассказывает, что наибольшее влияние на него оказали работы Корнелиу Баба, К. С. Петрова-Водкина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, Диего Веласкеса. В работах художника отсутствует нарочитость, усложненность пространства живописи. Декоративность картин повышает цвет.
Юрий Калюта создает натюрморты и пейзажи, пишет жанровые композиции. Наиболее ярко выражается индивидуальность автора в написанной им портретной галерее. Портреты на его картинах привлекают многозначностью содержания, тонкостью передачи настроения, проницательностью характеристик. Именно жанровый портрет привел автора к театрализации изображения. Как иной режиссер, художник пишет динамичные мизансцены, при этом включает в игру зрителей, отвлекая их от серой повседневности.
Художник прекрасно использует магию перевоплощения, словно путешествуя во времени. Его персонажи наделены экзотическими образами, которые близки мировосприятию самого автора. Это картины «Гейша», «Клеопатра», «Поединок», «Стрижка в красной мастерской».
25.11.2012