Сегодня пейзажи – это одно из самых красивых и популярных явлений воплощения природы в живописи. Однако так было не всегда – в Средневековье на Западе отношение народа к природе было очень подозрительным, к ней полностью отсутствовало доверие, поэтому никто даже не думал разглядеть в ней красоту.
В эпоху теологии мысль о запятнанности земли первородным грехом плотно вжилась в умы народа. И лишь в самом начале эпохи Возрождения появилась возможность лицезреть первые проявления интереса к пейзажам от знаменитых художников Альтдорферра и братьев Лимбург.
В семнадцатом веке пейзаж, наконец, получил твердое право зваться полноценным жанром живописи. Одной из причин этого явления было то, что у людей сменилось отношение к окружающей природе, они стали ее больше понимать и оценивать, а природа, в свою очередь, так же менялась, и ее проявления казались намного гуманнее.
В эпоху Средневековья отношение ко всем и ко всему строилось на принуждении, на праве сильнейшего, все связи в социальных, культурных и даже религиозных сферах основывались на этом. Веяние идеалов Возрождения полностью сменило этот порядок, вытеснив силу равновесием и гармонией. Леонардо да Винчи начал поиски этой гармонии в пропорциях тела человека, другие деятели искусства – в самих явлениях природы.
Можно с уверенностью сказать, что зарождение пейзажей в живописи семнадцатого века произошло благодаря возрождению учений, которые боготворили природу и все ее проявления. Эти учения преобладали в античной культуре. Они проповедовали существование высшей гармонии в видах, открытых для людей самой природой, которая давала веру в божественное присутствие в мире. В таком понятии изображение природы толковалось, как изображение всеобъемлющего присутствия Бога.
Само понятие существования Бога, как чего-то конкретного, было чуждо последователям этих учений. Основная мысль восприятия строилась на том, что Бог просто находится во всем своем творении, во всей природе. То есть природу и Бога считали чем-то одновременным, но не единым.
Все эти мнения и понятия в итоге даровали людям возможность оценивать и любить красоту природы и восхищаться ее воспроизведением в живописи, писать сочинения по картинам художников в школах, институтах и других гуманитарных и образовательных учреждениях. Именно, через картины воспитывается бережное отношение к окружающему миру и восприятие красоты.